Шестого сентября открывается V Всероссийский театральный фестиваль «Старейшие театры России в Калуге».
В течение десяти фестивальных дней на сцене областного драматического театра свои постановки покажут девять театров. Наш представит зрителям премьеру – постановку Александра Плетнева «Попытка полета». Кроме этого, на малой сцене пройдут читки пьес финалистов конкурса «Новая пьеса для старого театра». Три финалиста – драматурги из Калуги.
Подготовка к фестивалю - дело хлопотное. Начинается она за год до торжественного открытия занавеса. Многочисленные согласования репертуара, подготовка к приему гостей, их размещение, уточнение нюансов и пожеланий - всего мешка забот руководства принимающей стороны невозможно перечислить. И все это ради того, чтобы целых десять дней зритель получал удовольствие «по полной программе».
Графоманам путь закрытАрт-директор фестиваля, известный российский театральный критик Григорий Заславский, в предпремьерной фестивальной суете нашел время, чтобы встретиться с представителями СМИ и рассказать о своем видении предстоящего буйства Мельпомены.
- Для меня интересны традиционные театры, - пояснил он на встрече. - В них хранится то, что можно назвать ремеслом. Театр - это в очень большой степени именно ремесло. В каждом таком «старейшем» театре очень важно наличие актеров разных поколений, традиций. В таких театрах заложен потенциал на много – много десятилетий, и хочется верить – столетий.
Особенностью нынешнего фестиваля, о чем я сказал уже выше, будут читки пьес, вышедших в финал конкурса.
- Мне хотелось найти пьесу для такого вот старинного, как у вас, многоярусного театра, - рассказал критик. - Мы прочитали огромное количество пьес, около 250. Одно из важных условий было, чтобы пьеса опиралась на какое-то реальное событие в жизни. Как это было со Львом Николаевичем Толстым, который прочитал в тульской газете о судебном процессе, и так это его задело, что он написал пьесу «Власть тьмы».
Таких пьес оказалось очень мало. Мне вспомнился конкурс на памятник в Москве Столыпину. Было 40 с лишним предложений, причем было видно, что около 30 – это переделанные Николай II, а пять – Чайковские. Присылали, чтоб не пропадали заготовки, а собственно Столыпин как таковой заинтересовал, может быть, одного-трех скульпторов. Так и здесь – люди присылали свои пьесы, которые не подошли на другие конкурсы. Мы же честно писали: нам не нужны готовые пьесы, напишите одну сцену, потом, если она понравится, мы попросим у минкультуры денег, чтобы заказать пьесу у автора целиком.
Как бы то ни было, жюри под руководством Григория Заславского огласило список победителей. Оценить достоинства пьес и выбор жюри все желающие смогут сами. Читки на малой сцене будут проходить по следующему графику:
Владимир АНДРЕЕВ.
Фото автора.