Жизнь человека: вид сверху

В рамках фестиваля «Старейшие театры России» состоялась премьера спектакля «Попытка полета» в  постановке Александра Плетнева.

И пробуждается поэзия во  мне.
Пушкин сказал.


Итак, свежий спектакль Александра Плетнева. Не  слишком долгожданный, поскольку ждать новых спектаклей Александра Борисовича долго не  приходится: только что, казалось бы, вернулись с  премьеры «Дон Кихота», отхохотали на  представлении «Левши»  — и  вот мы снова на  премьере. На  сей раз это спектакль по  пьесе болгарского драматурга Йордана Радичкова «Попытка полета». Радичков у  себя на  родине, в  Болгарии, — классик и  гордость. Обрел мировую славу у  читателя, имеющего органы восприятия поэзии и  глубокой мысли.

«Простой народ не  должен летать»
Перед нами  — пьеса-притча со  всеми вытекающими отсюда условностями. Место действия  — высокогорная деревня, населяемая простыми болгарскими мужиками и  бабами. Свежий горный воздух, напоенный запахами целебных трав, здоровое меню из  продуктов овце- и  козоводства, здоровые развлечения (подглядывать за  купающимися в  реке бабами  — чем не  здорово?). В  общем, ничем не  нарушаемый покой без всякой политики и  даже  — о  ужас!  — без экономики. Мирное течение жизни нарушает появившийся над деревней невесть откуда аэростат. Кажется, он военный. Видимо, идет война, о  которой наши герои, слава Богу, не  имеют даже смутного представления. Рассуждая по-мужицки, они собираются поймать воздушное чудо и  пустить его богатый материал на  одежонку. Тут у  молодых парней возникает идея хоть раз в  их пахатно-пастушьей жизни полетать. Как птицы. Остается убедить остальных  — и  вот, обвязавшись веревками, они взлетают. Страх и  восторг охватывают героев спектакля. Они пролетают над родными местами, затем  — над землями соседей: румын, греков, сербов. Так, задолго до  Юрия Гагарина, болгарские горцы убеждаются в  малости и  хрупкости Земли. Воздушные течения относят аэростат все выше, вровень с  полетом самых смелых птиц, и  еще выше  — туда, где ангелы несут души умерших. И  тут даже самые осторожные и  глупые прикасаются к  вечности, ибо слышат голоса умерших родных. Захватывающий полет и  еще более захватывающее путешествие к  глубинам своей души грубо обрывается залпом полицейских винтовок. Воздушные путешественники задержаны, жестко допрошены и  жестоко выпороты за  преступление, которое государственная власть расценивает как тяжкое: «Простой народ, а  летает!»

Стильно и  без заискиваний
Ничего не  напоминает сей сюжет? А  должен, ведь на  афише сказано: «Создание мифа». И  миф, если кто недопонял,  — об  Икаре. То  есть об  извечном человеческом желании оторваться от  повседневной суетной и  слишком  уж привычной жизни по  принципу: «завтра  — то  же, что вчера». О  стремлении проверить, способен  ли ты на  что-то большее. О  желании совместить свое «хочу» со  своим «могу». О  любопытстве и  авантюризме, наконец. А  общество и  власти твердят тебе: «Держи язык за  зубами и  служи», «Рожденный ползать…»  — ну, и  далее по  тексту. Вот так все непросто. Да и  Плетнев никогда, надо отдать ему должное, не  стремился понравиться каждому зрителю и  быть запанибрата с  каждым критиком.

Плетнев‑режиссер далек от  аскетизма: он никогда не  забывает, что театральный спектакль  — это яркое зрелище. Его постановки всегда густо населены персонажами, одетыми в  красочные костюмы. Его представления интенсивны и  громки, но  это высокоорганизованные толчея и  звук. В  его спектаклях много и  с  увлечением поют и  играют музыку вживую, герои купаются в  потоках света и  клубах дыма. Такова его режиссерская манера  — донести до  зрителя высокие страсти и  глубокие мысли в  форме напряженной и  размашистой.

Хорошо узнаваемы Плетнев и  его команда и  в  «Попытке полета».

А первое, что сразу вызывает улыбки радостного восхищения,  — костюмы художника Эли Невинной. Они, конечно, напоминают балканские, но  не  так празднично-разноцветны. Очень светлые, со  скупыми ярко-красными и  оттого еще более заметными деталями. Просторные крестьянские портки и  юбки, живописные меховые шапки и  душегрейки  — все простонародно и  дизайнерски стильно. Эля Невинная творит свои костюмы не  только уверенно-мастерски, талантливо, но  и  с  драйвом, я  бы выразился, с  кайфом. Не  я  один, наверное, ловил себя на  мысли: «Такое я  бы тоже носил с  моим удовольствием!»

И фольклор, и  рэп, и  «роллинги»…
А второе «фирменное блюдо»  — раскованное и  умелое хоровое пение (педагог по  вокалу  — Ольга Петрова) на  болгарском языке. Понятно, что петь по-болгарски  — не  то  же самое, что по-арабски, и  все  же хотелось  бы узнать из  программки, кто репетировал язык. Народная музыка южных славян просто роскошна, и  в  самом начале спектакля подумалось, что такой музыкой можно украсить любое представление. К  сожалению, музыкальный ряд спектакля получился несколько путаным. Сюда вклинивалась болгарская эстрада (сольный выход Дарьи Кузнецовой), крайне невнятный рэп (?!) на  русском (ни  слова не  разобрал из  третьего ряда партера) и  даже The Rolling Stones (?!) в  жарком исполнении В. Деринова. И  если в  «Левше» включение подобной музыки было оправдано хотя  бы тем, что часть действия происходила в  Англии, то  высокогорная балканская деревня  — не  та концертная площадка. Я  сам  — давний и  горячий поклонник этих великих музыкантов, но  в  этом месте и  времени это было, как  бы помягче, не  совсем…

Особое спасибо  — музыкантам «Оркестра драмтеатра» (не  меняя состава, Шафраненко-Бирюлин-Винокуров‑Моисеев постоянно меняют название коллектива), которые не  только обеспечили шикарную музыку, но  и  раскрасили действо шумовыми эффектами.

... и пиршество для глаз
Александр Плетнев  — режиссер-визуал: для него в  спектакле всегда важен яркий зрительный образ. Перепалки живописно одетых мужиков на  фоне снежных вершин. Купание баб и  девок (так в  тексте!) в  реке: парад стройных ножек и  изящных ручек  — ну, это просто пиршество для глаз. И  — горячие волны, волны в  зрительный зал! А  самая красивая часть спектакля  — сам полет. Неровная лапша разнокалиберных канатов и  веревок, на  которых повисли актеры,  — на  фоне то  голубого неба, то  густых облаков. Длинная (почти 30  минут) мизансцена, в  которой герои ведут житейски-философскую беседу, зрителя не  напрягает во  многом именно благодаря изобразительному решению.

Пахоменко купается в  роли учителя
Жанр притчи не  позволяет показать развернутые характеры. А  вот типажи прорисованы ярко и  четко. Что, собственно, такое население традиционной деревни, если не  система типажей? Мощный, напитанный мужественностью, суровый и  резкий Иго (Григорий Саркисов). Под стать другу  — громкий и  шебутной Аврам Челнок (Захар Машненков). Настоящие горные пастухи, которые только и  могут комфортно чувствовать себя на  тех высотах, на  которых околеет любой горожанин. И  рядом, контрастно, полные, рыхлые, робкие, как ягнята, настоящий концентрат мирного деревенского изготовителя творога  — Петр (Игорь Постнов) и  Павел (Денис Юшечкин). В  каждой деревне есть и  свой «ни пришей ни пристебай»  — таков Матей Пустяк в  исполнении Сергея Путинцева. Худенький, нескладный, все нелепости  — его; блоха, вишь, в  ухо заползла, и  вот он постоянно трясет своей белобрысой башечкой. А  рядом  — внушительный и  основательный, с  богатым баритоном кузнец Жеребчик (Виктор Деринов). А  вот и  молодой горячий романтик  — молодожен Илийко (с  каким энтузиазмом в  сцене купания целует актер Ярослав Орляченко стройную ногу своей жены Ирины Желтиковой  — решительно приблизим театр к  действительности!). Именно благодаря таким романтикам и  совершаются полезные безумства. А  солдатик Аврамчо (Дмитрий Казанцев)будто только что вышел из  народной сказки.

Стремление к  эксперименту свойственно, как выясняется, не  только молодежи. Так, Вячеслав Голоднов играет старого Аврама Укротителя, наивного и  трогательного. Его главная забота  — ручной грач, которого он мечтает научить летать. Михаил Кузнецов в  роли травника Маткиной Душки  — чудак, отрешенный от  повседневной тяжелой крестьянской судьбины, истинный леший в  очочках, тот, кто «открывает душу растений и  трав». Михаил Пахоменко просто купается в  роли учителя Киро: он умен, рассудителен, часто вводит корявые мысли своих односельчан в  научное русло, он истинный предводитель полета (прямо как носовский Знайка!). И  в  то  же время это романтик, вдохновенный философ, а  в  финальной сцене  — и  борец за  справедливость. Полицейский унтер  — подтянутый, весь скрипучий, жесткий, как жесть, и  безжалостный, как эсэсовец, — это работа Евгения Сумина.

Душа деревни  — Никифорова
Пьеса Й. Радичкова построена так, что все заметные роли в  ней  — мужские. Кроме одной. И  эта одна  — Аврамиха  — достается Светлане Никифоровой. Она  — истинная душа деревни: все про всех знает, ко  всем  — с  колким словцом, умным советом, обаятельной улыбкой. Ее длиннющий монолог в  первом акте  — один из  самых привлекательных эпизодов действа. И  вообще, зрителя «за  этот голос с  хрипотцой дрожь сводит». Блистательная работа!

Сцена наказания непокорных простолюдинов полицией показалась несколько однолинейной. Выбивался из  ряда при этом колоритный Виктор Деринов. Однако это не  вердикт суда, нужно еще вдумываться в  решение режиссера.

Плетнев и  его команда
Ничем другим, кроме как бесшабашной смелостью, нельзя объяснить тот факт, что на  престижном Всероссийском фестивале «Старейшие театры России в  Калуге» был дан премьерный показ спектакля. Да, вы не  ослышались: последняя репетиция  — в  день показа, и  никто еще эту работу не  видел, не  переварил, не  обругал-не похвалил, не  отрихтовал-не  зашкурил, не… Так Плетнев уверен… нет, даже не  в  себе  — в  команде. Не  случайно после бурных оваций режиссер вышел на  авансцену и  растроганно говорил о  том особом духе товарищества и  взаимопонимания, который сложился в  работе над этим спектаклем.

Нет, вы как хотите, а  Плетнев  — поэт. Этот примечательный факт отметило жюри фестиваля, присудившее режиссеру приз за  развитие традиций поэтического театра. От  себя добавим  — и  философского. А  все потому, что спектакль «Попытка полета»  — это и  лирическая песня, и  мудрое размышление о  человеке, его жизни с  высоты полета мысли и  чувства, требующие труда души и  мозга.

Человек  — это длинное предложение, написанное с  большой любовью и  вдохновением, но  с  многими ошибками в  правописании.
Радичков сказал.


Итоги V фестиваля «Старейшие театры России»
Рамки фестиваля не  предполагали Гран-при и  лауреатов, что, наверное, правильно, поскольку мнение жюри не  всегда совпадало с  мнением зрителей.

В девятый день фестиваля, после продолжительных оваций и  моря цветов артистам, музыкантам, режиссеру и  художнику-постановщику спектакля «Попытка полета», на  сцену вышли члены жюри и, остановив уже устремившихся к  выходу зрителей, огласили имена понравившихся им актеров и  режиссеров.
  • В номинации «За  смелый полет к  поэтическому театру» приз получил главный режиссер Калужского ордена Трудового Красного Знамени областного драматического театра, заслуженный деятель искусств России Александр Плетнев  — режиссер-постановщик спектакля «Попытка полета» по  пьесе болгарского писателя Й. Радичкова.
  • В номинации «Лучшая режиссура» награда досталась Валерию Саркисову  — режиссеру-постановщику спектакля «Вишневый сад» по  пьесе А. Чехова в  Нижегородском государственном ордена Трудового Красного Знамени академическом театре драмы им. М. Горького.
  • В номинации «Лучшая мужская роль» наградили актера Нижегородского государственного ордена Трудового Красного Знамени академического театра драмы им. М. Горького, заслуженного артиста России Сергея Блохина  — за  роль Лопахина в  спектакле «Вишневый сад» (А. Чехов).
  • В номинации «Лучшая мужская роль» приз получил актер Саратовского государственного академического театра драмы им.  И. А. Слонова Александр Кузьмин, исполнивший роль Саввы Василькова в  спектакле «Бешеные деньги» (А. Островский).
  • Призом председателя жюри народной артистки России Ольги Яковлевой в  номинации «Лучший актерский дуэт» отметили актеров Российского государственного академического театра драмы им.  Федора Волкова (г.  Ярославль)  — заслуженного артиста России Валерия Кириллова и  Анастасию Светлову  — за  роли Александра Аметистова и  Зои Пельц в  спектакле «Зойкина квартира» (М. Булгаков).
  • В номинации «Яркий дебют» награждена актриса Ульяновского драматического театра им.  И. А. Гончарова Мария Прыскина, исполнившая роль Верочки в  спектакле «Месяц в  деревне» (И. Тургенев).
  • За проникновенное и  сердечное исполнение роли заслуженно отметили актрису Тульского государственного академического театра драмы им. М. Горького Полину Шатохину, сыгравшую роль Виктории в  спектакле «Счастье мое… (Бумажный патефон)» (А. Червинский).
  • В номинации «Высокое мастерство в  воплощении русской классики» была награждена актриса Пензенского областного драматического театра им. А. Луначарского, заслуженная артистка России Галина Репная, исполнившая роль Арины Петровны Головлевой в  спектакле «Господа Головлевы» (М. Салтыков‑Щедрин).
  • В номинации «Лучшая роль второго плана» награда досталась актрисе Пензенского областного драматического театра им.  А. В. Луначарского Ольге Беляковой, потрясшей калужан и  членов жюри ролью Федосьи в  спектакле «История одного преступления» (О. Михайлова).
  • Отдельный приз жюри получил директор театра Александр Кривовичев. За  великолепную организацию десяти­дневного фестивального марафона ему подарили настоящее пушечное ядро 1812  года.
  • Автор: Владимир КАРПОВ.
    Фото Александра БЫНКИНА.
     
    По теме
    28 марта сотрудники ТПП Калужской области посетили выставку «Весеннее настроение», которая проходит в эти дни в Инновационном культурном центре города Калуга.
    «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», под таким девизом, в рамках Недели детской и юношеской книги, в Зикеевской сельской библиотеке прошла игра-путешествие «В мире сказок».
    Ремонт в здании Тарусской картинной галереи начнётся в ближайшее время. Рабочим предстоит выполнить большой объём внутренних работ в залах на двух этажах, лестничном пролёте, помещении, где хранятся запасники, и библиотеке.
    Якутские лидеры здравоохранения в МНТК Смоленск - Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза 26 марта 2024 года Лечебно-диагностическое отделение Калужского филиала МНТК имени Фёдорова в Смоленске с рабочим визитом посетили главный врач Якутской республиканской офтальмологической клинической больницы,
    Калужский филиал МНТК Микрохирургия глаза
    Калужские стоматологи провели онкоскрининг - Телерадиокомпания Ника С 18 по 24 марта в стоматологиях региона провели онкоскрининг. фото: Минздрав Калужской области В Калужской областной клинической стоматологической поликлинике приняли 205 пациентов.
    Телерадиокомпания Ника
    В Козельске простились с героем СВО - Газета Козельск В пятницу, 22 марта, жители Козельского района проводили в последний путь рядового Дмитрия Володина, погибшего при исполнении обязанностей военной службы в зоне СВО.
    Газета Козельск
    В Доме музыки 27 марта открылась выставка графики главного архитектора Калуги, первого вице-президента Союза московских архитекторов, члена-корреспондента Российской академии художеств Алексея Комова «Порталы и Маяки».
    Калужская неделя
    ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПОЭЗИИ - Кремёнковская библиотека В 1999 года ЮНЕСКО провозгласила 21 марта Всемирным днём поэзии – с тех пор этот день наполнен любовью к рифме, гармонии и чувствам, выраженным в строках.
    Кремёнковская библиотека